Наука и литература

НАУКА И ЛИТЕРАТУРА

 

Наука

 

            Памир имеет богатую историю и культуру, однако, до настоящего времени они  изучены недостаточно, не  издано фундаментальных исследований. Слабо изучены разные стороны культуры Памира (каллиграфия, искусство, литература, мадехасарай, религиозная культура, музыка),  научная жизнь  прошлых веков.

Вместе с тем нужно отметить, что  о научной жизни Памира были написаны статьи  русских и таджикских исследователей. Таких как А.А. Семёнов, Н.Н. Ершов, А.Н. Болдырев, Т.Г. Абаев, А.В. Станищевский, Б.Искандаров, М.Назаршоев, К. Элчибеков, А.Абибов, Ю. Нуралиев, М. Миршакар, М.Мухаммадшоев, М. Мамадлоиков  и У. Мамадшерзодшоев.  Были опубликованы  две уникальные и ценные рукописи: «Тибби Шохзодамухаммад» и «Нуджум» Гиясиддина Али Исфагани, посвященные изучению истории развития науки  медицины, астрологии, философии и историографии.

Если заглянем  в историю развития науки и культуры Памира, опираясь на исторические документы и письменные источники, дошедшие до наших времён, то  станет ясно, что памирцы, как и другие народы на протяжении веков развивали различные области науки и имели видных учёных, литераторов и мастеров.

Как подчёркивает литературовед Амирбек Абибов, основателем науки и литературы на Памире являлся Хаким Носири Хусрав. По его мнению, «до XI века  о существовании письменной литературы на Памире ничего  не известно. В XI веке поэт и мыслитель Носири Хусрав побывал в этой области и согласно литературным и историческим источникам последние 25 лет до конца своей жизни провёл в кишлаке Юмган Бадахшана. Основная его литературная деятельность относится к этому периоду его жизни.

Согласно тому, что Носири Хусрав завоевал большой авторитет  на Памире, можно предположить, что у него было здесь много сторонников, учеников и последователей,  благодаря которым он распространял свои религиозные и философские учения среди населения этого края»».(2; 24-25).

История культуры Памира, после смерти Носира Хусрава до XIV века также  мало изучена. О жизни и творчестве учёных этого времени до нас не дошло никакой информации. Только начиная с XV века, интерес памирцев к изучению науки  возрос, появились учёные, и по их просьбе для них иранскими учёными были написаны научные трактаты и учебники. Умед Мамадшерзодшоев на протяжении нескольких  лет занимался поиском исторических документов и рукописей Памира, в ходе которого он обнаружил две рукописи  трактата «Нучум» (Астрология) и «Сахифат-ун-нозирина» иранского учёного Гиясиддина Али Исфани. Автор этих произведений некоторое время жил на Памире, и по просьбе жителей Памира написал трактаты, посвященные астрологии и  философии исмаилизма. Для того чтобы доказать эти аргументы, мы  ссылаемся на запись самого автора.

Сам автор пишет об этом так, в 866 хиджри (1461) в Бадахшане некоторые знатные и уважаемые люди попросили меня,  ничтожнейшего  слугу господа бога Али Амиран Саид ал - Хусайни ал - Исфагани,  по их просьбе  составить учебник по астрологии, чтобы он был доступен их детям» (15; 5). В предисловии к трактату «Сахифат-ун-нозирин» автор указывает  причину его составления: « Я, слуга непорочного семейства Гиясиддин Али ибн Хусейн ибн Амирон ал - Исфагани, счёл себя обязанным  по просьбе некоторых уважаемых людей (бадахшанцев  У.М.)  поэтапно коротко написать эту книгу и назвать её «Сахифат-ун – нозирин...». (с 238). 

Данные сведения указывают, что с XI по XVIII вв. из-за нехватки ученых кадров на Памире, научные трактаты готовились  иранскими и афганскими учеными. Но, начиная с XIX века, в научной и культурной жизни Памира  произошли значительные изменения.

 Переселение  исмаилитского  имамата из Ирана в Индию и восстановление культурных связей с этой страной дали возможность  памирцам отправиться в Индию на учёбу. Они имели также возможность посетить своих имамов, познакомиться с культурой страны.

            Как отмечает исследователь Фархад Дафтари,  исмаилитские имамы после распада государства Фатимидов приблизительно 700 лет жили  в Иране. В январе 1845 года они переселились в город Бомбей в Индии (16; 584-585).  В Бомбее, Пуне и Банглуре  Агахан I смог создать резиденцию, медресе и культурную базу.  Это дало возможность исмаилитам Памира посещать Индию. Так как в те времена на Памире не существовало медресе и научных школ, жители получали образование в Индии. После окончания учёбы они возвращались  на родину и приступали к созданию литературных и научных школ, в которых выросли многие учёные, одним из которых является Пир Саид Фаррухшо ибни Саид Шопартови. Он по завершению семилетней учёбы в Индии возвратился  в кишлак Поршинев Шугнанского района и создал там огромную библиотеку, обучал местных жителей, изучал исторические произведения Памира.

            Роль печатных изданий Индии, Пакистана, Самарканда и Бухары в повышении уровня знаний  памирцев была очень велика. В XIX веке Индия была  колонией Англии, и англичане здесь создали несколько типографий. Об этом писали таджикские  учёные А.Афсахов и Х.Кахаров: «В большинстве восточных стран печатные станки появились после возникновения и влияния европейцев в этих странах. Первые таджикские книги печатались в Индии в конце XVIII века, так как, начиная с этого времени, англичане в Индии построили несколько типографий, где  были напечатаны многочисленные книги  литографическим способом. Почти все таджикские и персидские книги печатались в типографиях Индии»»(8; 51). Действительно, все книги, которые находятся на Памире, печатались литографическим способом в типографиях Бомбея и Компура и посвящены медицине,  астрологии, истории, литературе, языку, философии, религии и другим наукам.

Эти ценные книги были привезены из Индии на Памир двумя  путями:   В связи с тем, что город Бомбей в Индии в XIX веке стал резиденцией исмаилитских имамов, религиозные лидеры и духовные пиры исмаилитов Памира, с целью встреч со своими имамами, посещали Индию. По возможности они покупали там книги по разным отраслям науки и привозили их  с собой на Памир.  С  помощью памирских учащихся, которые  обучались в учебных заведениях Индии в XIX и начале XX века, были привезены многие ценные книги на Памир. Среди них были «Куллиёт Шамса Табреза», «Маснави» Джалолиддина Руми, произведения Насира Хусрава и копия Корана, «Тафсири Хусейни», «Морфология и синтаксис персидского и арабского языков», «История Фаришта», «Равзат-ус-сафа», «Тибби Юсуфи», «Тибби Акбари», «Махзан-ул-адвия», «Аджаиб-ул-махлукат» и сотни других ценных книг, которые сохранились до нашего времени. На Памире появились опытные каллиграфы, которые  играли важную роль в пропаганде науки и литературы,  сохранены наследия таджикских и персидских учёных и литераторов. (6; 30-32). Некоторые образованные и грамотные люди для повышения уровня своих знаний посещали Индию и Пакистан.  Там они переписывали специальным почерком (насталик) разные книги и привозили их  на родину.

Так, памирскими каллиграфами в городах Индии и Пакистана была переписана рукопись «Нисабе Шайх Саади», которая была копирована Улфатшоем Хукуматшоевым в Бомбее, по велению Пира Саида Фаррухшах. В  конце рукописи оп пишет: «Закончена «Нисаб Шайх Саади», переписаная рукой божьею слуги Улфатшо ибни Саида Хукуматшо. Закончил в пятницу, 19 Джумоди-ул-охир, 1275 года  в городе Бамбее» (32; 50).

Во второй рукопись «Иршадате Мавлана Шах Хасан Али» (наставления Шаха Хасана Али), переписчик заключает: «Эти несколько строк ломаной надписи написаны в Хиндустане в городе Пуне Саид Шах Хусейном сыном Саид Мирзомухаммадкасыма из провинции Бадахшана. По указанию Саида Кабилшаха, сына Саида Насыршаха. Пятница, 4 Зулхиджа, 1327 год».

Третья рукопись «Баёзи касойеди шуарои форси» (Тетрадь касыд персидских поэтов), 1284 -1285 гг. Хиджри создана в городах Читраре и Пишавуре. Переписчик  упоминает свое имя и год написания «1284 г. был в Пешавуре»(9, 120), а на другой странице «Рукой Саид Джафара закончено в Пешавуре»(9; 152). Несмотря на то, что в конце рукописи полное имя и место проживания переписчика не упоминаются, обнаружение ее в Рушанском районе доказывает, что данный Баязи был переписан  одним из памирских каллиграфов в Пакистане и им  был привезен на родину.

Изучение истории научной жизни Памира в XIX и начала XX вв. свидетельствует, что в это время, в основном развивались четыре вида науки: медицина, астрология, история и философия, которые способствовали воспитанию памирских учёных, впоследствии написавших ценные произведения, которые получили высокую оценку  со  стороны  современных исследователей.

 

Медицинская наука

 

 Как нам известно, медицинская наука и врачевание в прошлом были  важнейшими  областями науки и практики иранских народов. Труды  XI –XII вв. созданные Ибн Сином, Исмаилом Джурджани, «Тибби Акбари», «Махзан-ул-адвия» Мухаммад Хусейни Шерази, «Тибби Табари», «Тибби Юсуфи», «Уммул-илодж», «Мизон-ут-тиб» обнаруженные на Памире, которые, создали благоприятные условия для развития здесь науки врачевания.

            Основателем медицинской науки на Памире считается Шозодамухаммад ибни Саид Фаррухшах.  Шозодамухаммад ибни Саид Фаррухшах родился в 1870 , умер в 1936 в кишлаке Поршневе Шугнанского района. Он был сыном  известного историка, поэта и пира (духовного лидера) исмаилитов Памира, Саид Фаррухшах ибни Шопартови. Он признан одиним из основателеймедицинской и астрологической наук Памира, а также  самым знаменитым каллиграфом.

Как отмечает граф Бобринский, прадед Шозодамухаммада - Шомаланг переселился из города Сабзавар (Иран) на Памир. Тонкостям каллиграфического искусства он учился у своего дяди Шониёза ибни Шопартови. Шозодамухаммадом были переписаны десятки ценных книг, которые хранятся в библиотеках Санкт-Петербург, Ташкента, Душанбе и в личных библиотеках жителей Западного Памира и Бадахшанской провинции в Афганистане. На основе рукописей Шозодамухаммада в 1924 году в Берлине впервые была опубликована книга Носира Хусрава «Ваджи дин».  До наших дней дошли такие его труды, как «Тибби Шозодамухаммад», «Нуджум», «12 календарей мусульманских месяцев», «Философские таблицы», а также сохранились десятки переписанных им рукописей.  Его медицинские трактаты получили  высокую  оценку со стороны местных и иностранных исследователей. Например, один из видных ученых Таджикистана, профессор Юсуф Нуралиев,  на счету которого множества монографий и статей по истории медицины, в одной из своих статьей подчёркивает, что классическая медицина начиналась с Исмаила Джурджани и закончилась  Шозодамухаммадом из Бадахшана: « Медицина эпохи Саманидов после Х века превратилась в восточное передовое врачевание и  стала прочнейшим основанием и путеводителем для западной медицины.  Начиная с Саид Исмаила Джурджани (1045-1137гг.) и до Шозодамухаммада Бадахшани, были написаны  интересные трактаты в этой сфере» (34, 332). Исходя  из вышеизложенного, выясняется, что памирская медицина, особенно научные труды известного табиба Шозодамухаммада, занимают важное место в медицине Востока. Он внес большой вклад в развитие этой науки.  Из его медицинских трактатов  до нашего времени дошёл труд

«Тибби Шозодамухаммад» («Медицина Шозодамухаммада»), в которой учёный сначала излагает теоретические мысли, а затем исследует лечебные  свойства человека, животных, растений и минералов. После этого он даёт характеристику  болезней и способы приготовления  простых и сложных лекарств. Это ценная книга была опубликована в 1993 году.

 

Астрологические науки

 

 Основателем астрологической науки на Памире был иранский учёный XV века Гиясиддин Алии Исфагани. Мы не распологаем информацией о памирских астрологах. С появлением на научной арене видного деятеля   Шозодамухаммада  астрологическая наука и в этом направлении ожила. Шозодамухаммад сначала усовершенствовал трактат «Нучум» Гиясиддина Алии Исфагани, потом сам труд, под тем же названием,  составил 12 календарей на  12 месяцев года. В трактате «Нучум» автор  пишет об особенностях созвездий. Автор также собрал интересные сведения об арабском и тюркском летоисчислении, о солнечном и лунном счёте и счёте абджада.

            До нас дошли 12 календарей мусульманских месяцев, в которых автор точно указывает долготу дня и ночи, время восхода и захода солнца, долготу и краткость часов, дней и ночей. Но эти календари до сих пор остаются не опубликованными.

 

 

 

Историография

 

 В XIX и начале XX вв. на Памире начала бурно развиваться историография.  При помощи местных ученых был написан  ряд ценных исторических произведений. Им было   написано маснави «Таърихи шохони Шугнон» («История Шугнанских правителей») в стихотворной форме, в котором коротко освещает период правления восьми шугнанских правителей: Абдурахмана, Шах Худодода, Шах Давлата, Шах Амирбека, Шах Ванджи, Кубадхана, Абдурахимхана и Юсуфалихана.

Саид Фаррухшо ибн Шахпартовиродился в XIX веке в кишлаке Поршнев Шугнанского района. Когда Саид Фаррухшо и другие лидеры Бадахшана от имени памирского народа  направили письмо на имя губернатора России в Фергане, о территории Памира под его протекторат, правитель афганского Файзабада Абдулладжан  при содействии своих агентов, сначала  арестовал его сына  Саида Юсуфалишо, а потом ппригласил его в гости, подсыпал ему яд в пищу. Саид Фаррухшо скончался. Его тело было перевезено на родину в кишлак Поршнев и захоронено в селении Сарои Бахор. Так как Саид Фаррухшо имел огромный авторитет и влияние среди исмаилитов Памира, его последователи построили ему мавзолей, который был оформлен известным памирским художником XIX века, Шониёза ибн Шопартови.

            В этот период другими знатоками истории Курбаном Мухаммадзаде (Охун Сулейман) и Мухаббатом Шахзаде (Саид Шах Футур) было написано  подробное и ценное историческое произведение «Таърихи Бадахшон» («История Бадахшана») в четырёх тетрадях. Первая охватывает события с XI века до XIX века (с момента правления Шах Хамуша до Абдурахимхана), вторая «История Шугнанских правителей» сообщает о периоде правления Абдурахманхана до Юсуфалихана, третья «История нашествие афганцев на Памир» и четвёртая  посвящена «Истории присоединения Памира к России ».

            Шахфутур Мухаббатшахзадеродился в 1869 году в кишлаке Поршнев Шугнанского района. Его отец Мухаббат Шахзаде был грамотным и образованным человеком. Шахфутур вначале  учился у отца, а затем поступил в сельскую духовную школу, которая находилась в доме  Пира Саид Фаррухшаха. Как упоминает Шахфутур в своем биографическом произведении, учился  у  известного каллиграфа и художника, знатока Корана Шониёза ибни Шопартови толкованию Корана и постиг секреты каллиграфии. Когда Шахфутур прославился как каллиграф, историк и поэт,  правители Бухары пригласили его в Казиат на должность секретаря, для того чтобы переписывать официальные документы. После присоединения правобережья Пянджа к России, при российском содействии на Памире была организована первая школа. Шахфутур стал ее учителем. Параллельно он занимался историей и литературной деятельностью, каллиграфией. Его рукою были переписаны десятки уникальных книг, которые сегодня хранятся в библиотеках России и Таджикистана, а также в личных библиотеках жителей Памира. Шахфутур был основателем  Областного исторического краеведческого музея в городе Хороге. В конце своей жизни, в 1947 году,  Шахфутур отправился к своему сыну в кишлак Синдев Рошткалинского района и  скончался там, в сентябре 1959 года, когда ему было 90 лет. От Шахфутура дошли до нас  такие произведения, как: «История Памира», «Биографические и исторические произведения», сборники стихов и десятки книг.

Среди важных исторических источников этого времени можно упомянуть произведениеСангмухаммада БадахшииФазлалибека Сурхафсара«Таърихи Бадахшон», (История Бадахшана), посвященное истории Дарваза, Шугнана, Катагана и Читрала в XVII и XIX вв.

            К этому периоду также относится одно небольшое историческое произведение  Хайдаршаха Муборакшахзаде «История Шугнана», которое вкратце рассказывает об истории правления китайцев в Шугнане, истории зороастризма правителях Шугнана и присоединении Памира к России. В современной историографии это произведение было признано важным источником по истории Шугнана.       

 

Философские науки

 

Первые философские труды были написаны Носиром Хусравом в ХI в. Позже  в XV веке, Саид Сухраб  Вали и иранский учёный Гиясуддин Али Исфагани создали отдельные трактаты, посвященные только философии исмаилизма и его религиозной специфике.  Исследователь исмаилитского учения доктор Фархад Дафтари отмечает: «Во времена распада Аламута памирский Низаритский джамаат после Саида Сухроби Бадахшани, который  был занят  именно писанием философских наук в 1415- ом году, не выдвинул уникальных мыслителей в этой области. В XIX - начале XX вв. активно начала  развиваться философская наука. К этому периоду относится  научная и литературная деятельность одного из знаменитых учёных Памира - суфия Мубораккадама.

Суфий Мубораккадамбыл одним из известных мыслителей Памира, автором свыше 12 больших произведений, таких как: «Тафсири ояти калом дар хакикате мучодалаи Иблис ва Одам», «Тарчимат-ул-баён», «Катрат-ул-бахр», «Кашф –ус- салавот», «Тафсири калом», «Толиб –ул- матлуб» и тд. Суфий Мубораккадам все свои произведения  создал в виде поэтических сочинений. В них ведется полемика о божественном единстве (тавхид), о пророчестве и имамате, познании  Корана, исламских нравах, сотворении человека и других проблемах. Многие из этих произведений представлены в форме суфийских мотивов XIX  и XX вв.       

 

Литература

 

 Памирская литературная традиция, по своей  специфике, отличается от других регионов Центральной Азии. Дело в том, что на Памире на протяжении многих веков развивалась двуязычная (памирская и фарсиязычная) устная и письменная литература. Очевидно то, что в этом регионе с момента возникновения литературной мысли вплоть до ХХ в. в основном развивалась поэзия.

            Как отмечают литературоведы, до XI века о существовании письменной литературы на Памире нет сведений. Но с того момента, когда в XI веке великий философ, мыслитель и поэт Носир Хусрав вынужден был переселиться на Памир, здесь начинает формирваться персидско-дариязычная и таджикская художественно-научная литература.

Носир Хусрав.Абумуиниддин Носири Хусрав ал-Кубадиани или Абумуин Носир ибн Хусрав ибн ал-Харис родился в 394 году хиджри (1004г.) в провинции Балх в Афганистане. Он жил и творил в эпоху Газанавидов и Селджукидов, некоторое время  служил при их дворе. В 1045 году в жизни Носира Хусрава  произошёл резкий перелом. Он подал в отставку и отправился в паломничества 6 марта 1046 г.  Вместе с младшим братом Абу Саидом и рабом-индийцем через Сарахс он прошел Нишапур, Симнан и Рай. Затем побывал в Казвине и Табрезе и, наконец, в 1047г. дошел до Мекки. Когда  завершилась церемония хаджа, он отправился в Египет и оставался там, в течение трёх лет. В эти годы Египет был центром исмаилитского государства, которое известно как, Фатимидский халифат. 

            Когда в Египте Носир Хусрав встретился с учёными и главой  исмаилитской  секты Имамом Мустансири Биллахом (10036-1094гг.), он принял исмаилитскую веру. Имам Мустансир Биллах присвоил ему звание «Худжата» острова Хорасан. 24 октября 1052 г он возвращается в Балх и в соответствии с поручением предводителей Фатимидов  приступает к пропаганде исмаилизма. Но представители суннитского движения ислама и их духовные лидеры начали преследовать Носира  Хусрава, что вынудило великого мыслителя покинуть  Хорасан.

            Правитель Бадахшана эмир Али ибн Асад, узнав о тяжелом положении Носира Хусрава, пригласил его приехать в Бадахшан. Это приглашение было принято поэтом с огромной радостью. Как отмечают исследователи, Носир Хусрав  последние годы своей жизни (25 лет) провёл в Юмгане, провинции Бадахшана, и все его художественные и научные произведения были написаны именно здесь.

            Носири Хусрав являлся самым почитаемым духовным лидером исмаилитов Памира.  Все обряды и  традиции, которые существуют ныне на Памире, связаны с его религиозно - философским учением. До нас дошли десятки легенд о жизни и деятельности мыслителя. Носир Хусрав создал такие значительные произведения, как «Девони ашъор» (Сборник поэзии), «Задул - мусофирин», «Ваджхи дин», «Кушоиш ва Рахоиш», «Хон – ул - ихвон», «Равшанаинаме», «Саодатнаме» и другие. Поэт и мыслитель ушёл из жизни в 1088 г. в Юмгане ( провинция Бадахшана в Афганистане) и там же был похоронен.

            О литературной жизни Памира периода XII – XIV  вв. ничего неизвестно.

            Герат во второй половине XV века, во время правления Султана Хусейна Байкары (1469-1506 гг.), превратился в крупный научный и культурный центр, где стали собираться деятели науки и литературы со всех концов Мавераннахра, в том числе из Бадахшана.

            Одиним из влиятельных поэтов того времени был Мулла Мухаммеди Бадахши. 

           Мулла Мухаммеди Бадахши родился в селении Ишкашим Бадахшана (XV в).  Начальное  образование он получил в родном кишлаке, а затем отправился в Герат. В Герате он познакомился со знаменитыми поэтами того времени - Абдурахманом Джами и Алишером Навои. Поскольку Мулла Мухаммед был известным поэтом и знатоком загадок, Алишер Навои привлек его к придворной службе, которой он отдал 30 лет. О  Мулле Мухаммеде Бадахши упоминали в своих произведениях Алишер Наваи и Зайниддин Махмуд Васифи.

            Сохранились сведения о жизни и деятельности других поэтов Бадахшана  XV века: Мавлана Абутолиб, Мавлана Абусамад, Кабули Бадахши и многих других, которые  поехали учиться в Герат при поддержке А.Джоми и А.Наваи и стали известными  поэтами своего времени.  

            Наряду с Гератом Самарканд являлся одним из культурных и научных центров Мавераннахра, где собрались многие поэты и ученые из разных стран Востока, в том числе с Памира. Они находились под покровительством  видного учёного того времени Мирза Улугбека. Некоторые памирцы учились в различных образовательных центрах Самарканда. Из числа поэтов Памира, которые получили образование в Самарканде, можно упоминать Мулла Камала.

           Мулла Камал родился на Памире и был известен под псевдонимом «Бадахши». После завершения учебы в Самарканде, он прославился как  поэт  и знаток загадок. Мулла Камал был придворным поэтом Мирза Улугбека и заслужил высокий авторитет среди творческих кругов и правителей того времени. Согласно некоторым источникам, Мирза Улугбек присвоил Мулле Камалу Бадахши высокое  звание «Малик - уш -  шуарра» (Царь поэтов).

            В XV веке, последный правитель на ПамиреСултан Мухаммед Бадахшии его сынИбни Лаълитоже увлекались дариязычной поэзией. К поэтам XV века принадлежат  Мавлана Абусамад, Абутахир Фархари, Шамсиддин, Али бинни Асад, Кабулии Кундузи, Мулла Мухаммед и другие, которые внесли большой вклад в процветание бадахшанской литературы  того времени. 

            В ХVI в. на Памире  правил  Сулайманшах  бини  Хонмирза  бинни Султан Махмуд Мирза бинни Султан Абусайиди  Кургани и некоторые из бадахшанских  поэтов - Сабухи,  Алибек, Мадхи, Музаффариддин, Хочи Абдулаъли, Мудоми и другие из-за ухудшения  политической  ситуации  покинули  Памир  и  уехали  в  Индию, где многие  из  них  остались до  конца  своей жизни. В XVI веке Памир  некоторое время  подчинялся  правителям  Балха, а  во  времена   правления Махмуда  Мирза  подчинялся  Гиссарскому  и Кулябскому  ханствам.  Когда со стороны Ёрбекхани Самарканди  (1657г.)  была  захвачена территория Бадахшана, его литературные круги распались, и все  поэты, в том числе   Факирулло  Сайфхона,  Кошифи, Солеха  Мухаммеда  Бадахшони,  Исломхони  Воло, Форига Сома, Мирбакои Бадахши, Рабеи Бадахши и др. уехали в  Индию.  Одним  из  знаменитых  поэтов-одописцев  Памира в XVI  веке  был  Шохзиёи.

Шохзиёиродилсяв Шугнане в XVII веке.  Для продолжения учебы и совершенствования своих знаний он уехал в Балх, и некоторое время продолжал учёбу там. Он был самым православленным поэтом на Памире. Его оды, мухаммеси поют во  время  погребальных  и  свадебных  обрядов  и в наше время.

            Во второй половине XVIII века Султаншах стал правителем Памира, объединив всю его территорию и пытаясь захватить Катаган и Чатрар. Во время его правления  политическая и экономическая обстановка намного улучшилась, процветали  культурная и литературная жизнь Памира. Те поэты, которые покинули родину, стали  возвращаться  и образовали литературные круги Бадахшана.

            Говоря о состоянии литературы Памира конца XIX и начала ХХ  в. нужно отметить, что, несмотря на критическую обстановку того времени, то есть гнёта со стороны афганцев, здесь функционировали различные литературные и художественные  круги. Например, Пир Саид Фаррухшо, Саид Сухроб, Саид Шозода, Пир Саид  Юсуфалишо и Шозодамухаммад  организовали художественные и научные школы, в которых  учились десятки памирцев. В этот период видные поэты Саид Фаррухшах, Муборак Вахани, Махфии Памири, Мулло Теми, Мутриби, Одили Шугнани, Мулла Шамшер, Шахфутур Мухаббатшахзаде, Кудрат Шугнани и другие создали выдающиеся произведения, к числу  которых относятся «Таърихи Шохони Шугнон» Саида Фаррухшо, «Деван», «Тарджиматул байан», «Чихил дунё», «Катратул бахр» Суфи Мубораккадама, «Деван» Шахфутура и другие.