История

ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ

 

Эпоха древности

           

            История горных  долин  Памира  многие  десятилетия привлекает  внимание   исследователей. Здесь этнографы, лингвисты, историки и другие  искали  ключ  к  разрешению  проблем  древней   истории  Центральной  Азии, Восточного  Туркестана  и  Северной  Индии. Историки  утверждают,  что в  долинах  Памира первоначально обитали  индоиранские  племена, позднее  они  пересилились  на территории   Ирана, Центральной  Азии, и районы Северной  Индии.    

            В XIX веке профессор Оксфордского университета Макс Мюллер, на основе изучения проязыка, от которого впоследствии произошли другие древние языки, пришёл к выводу, что арийские народы начали свою миграцию с территории Памира во II тыс. до н. эры. Одни из них направились на запад в Европу, другие же ушли в Индию и Иран. К такому выводу пришел и современный иранский ученый Мухаммад Рашшод (42; 73-74).

            В дальнейшем племена, поселившиеся на берегах Ганга, создали Веды - религиозные гимны, которые легли в основу всей индийской цивилизации; племена, направившиеся в сторону Ирана, создали Авесту - священную книгу иранских ариев. На основе изучения разных текстов немецкий ученый, автор многотомных трудов по географии стран Азии, Карл Риттер высказал гипотезу о том, что Памир является родиной не только арийской ветви народов, но и всего человечества. Такого же мнения придерживался и английский путешественник Генри Юль. По его мнению, «именно на Памире, по некоторым толкованиям, находится колыбель рода человеческого, о которой повествует Моисей и арийские предания». 

           Памирцы входили в состав скифо-сакских объединений, игравших огромную роль в этногенезе иранских и других народов Центральной Азии. Они внесли свою лепту в создание культуры Бактрии, империи Кушан, Саманидов, Гуридов и других. Остатки древних крепостей и пограничных укреплений Бактрийского и Кушанского периода существуют на Памире. (26; 35-36)                                                                                                                           

Впервые человек вступил на землю Памира 40-20 тыс. лет тому назад. До сих пор археологи,  обнаружили следы   каменного   века на    Восточном   Памире (60 пунктов).  К ним можно  отнести памятники Чештеппы   Мургабского   района, (относятся  в  палеолитскому   времени, около 40-20  тыс. лет), группу  стоянок,   обнаруженных  в   Аличурской  долине (условно относятся  к верхнему   палеолиту,  20-12  тыс.), стоянку   Ошхона  (8-5 тыс. до н.э) древние памятники   в  районе  озеро  Яшилькуль (3-е  тыс.  до  н.э.).

            В эпоху бронзы зарождается культ поминального огня и солнца. Памятники в устье реки Большой Марджанай Южный и изображение колесниц, которыми правит человек в долине р. Акджилга - наиболее яркие образцы эпохи. Замечательные рисунки обнаружены в гроте Шахты (40 км от Мургаба), которые изображают охоту человека на зверей. На  территории   Восточного  Памира был обнаружен   ряд  памятников   эпохи   бронзы, в  верховьях   реки Аксу  Курган   №1  могильник  Кызылработ, могильник    Джартыгумбаз  4  в  долине  р.  Истык  и  могильник  Кокуйбел,  наскальные    рисунки  долины  реки  Акджилга  (северная), наскальные   рисунки   Лянгара  (Ишкашимский  район),  могильники  Южбок  1,  Южбок   2  и  Южбок  3   и многие другие.

 

  

 Саки на Памире

 

            О  времени  обитания саков на  Памире   исследователи приводят   противоречивую   информацию.  Как   подчеркивает  академик   Б. Искандаров: « Распространение сакских   племен   по  горным  районам   Памира  относится  к   II-I  вв.  до н. э.   Более  того,  можно   с  достаточной  уверенностью сказать,  что даже  в VI-V  вв. до н. э. саки обитали  на    границах   Северо-западной   Индии.  Предки   современных  восточно-иранских  народов   и родственные  им сакские  племена  заняли  области от Памира  до  северо-западных пределов   Индии   уже  в  VII-VI  вв. до  н. э.  » (21; 22)

            На территории  Гиндукуша и  Памира саки разделились  на   две   группы.  Одна  осела в  бассейне   Гиломенда, впоследствии образовав  «Страну  Саков», Сакистон   или Сиистон. Другая группа проникла на территорию Кашмира. Часть саков осталась  на  Памире. О пребывании  саков  на  Памире  свидетельствуют раскопки, которые  были  проведены в 60-х годах сотрудником института истории им А. Дониша  Академии Наук Таджикистана,  археологом   А. Д. Бабаевым.  Он обнаружил десятки  сакских  курганов   на  территории  Западного и  Восточного Памира,  которые относятся к позднему   сакскому периоду, V-III вв.  до н. э. (26, с. 33.). В 1958 году в экспедиции под  руководством  Б.А.Литвинского  были  открыты  17   новых   могильников   и  раскопаны   260  курганов. Самые интересные  материалы были  получены в могильниках  Ак-Беит, Аличур, Андеман, Жарты – Гумбез, Истык, Тегермансу и Харгуши. Вот, как оценивает работу  Б. А.Литвинского  М.А.Бубнова:  «Основные  положения,  к  которым   пришёл  Б.А. Литвинский,  следующие: Пересмотрена   датировка    сакских  комплексов.  Самые   ранние  захоронения появляются   к VII-VI   вв  до н.э. (некоторые  курганы  в могильниках Айдинкуль, Кальта-Тур,  Тегермансу  1-2).   Основная   масса  памирских   захоронений  относится  к  V-III  вв.   до  н.э. Установлено, что на  базе  новейших палеоботанических   исследований, что  зона  типчаковых   степей  в  период   обитания   сакских   племен на  Восточном Памире   была  по   своей   площади больше  чем в настоящее  время.  Сакский  Памир  середины I тысячелетия до н. э. был  вопреки   мнению   Н   А. Аристова,   более  благоприятным для жизни кочевников, чем  Киргизский  Памир конца XIX  в. Предполагаемая  численность   населения  в древности   могла   быть   10-15  тыс.»(37; 63-64).

            Археологические материалы найденные в результате   раскопок   доказывают, что (предметы вооружения, керамика, украшения и др), достаточно широко отражают жизненный уклад саков, и свидетельствуют об оживленных связах с Ферганой, Син-Узяном, Индией, Афганистаном.

 

Александр Македонский:

 

Исторические сведения и легенды   

 

В IV в. до н.э. под властью Александра Великого оказалась и территория  Памира, которою историки часто упоминают как Малый Памир  и Большой Памир. И.Ш. Шифман в своей книге «Александр Македонский» пишет: «Тем временем Александр подошёл к Паропамису (современный Гиндукуш), горному Хребту на востоке Ирана, где греки приняли его за Кавказ. Места эти были суровы и неприступны;  высокие горы, глубокий снег и хижины местных жителей, едва различимые в снегу. Александр шел рядом со своими солдатами, он поднимал тех, кто валился в изнеможении  на снег, помогал тем, кому трудно было идти. Сам Александр, казалось, не знал усталости. Преодолев естественную преграду, царь Македонский  очутился в Бактрии. Бесс в свою очередь переправился через реку Окс (современная Амударья) и ушёл в Согдиану в город Навтаку» (52, с. 125). Следовательно, Александр  захватил территорию Бадахшана, ведь Гиндукуш в те времена являлся частью исторического Памира. Археологические находки последнего времени также подтверждают этот факт. Воины Памира противостояли многочисленной греко-македонской армии и использовали против врага одно и двухлезвенные железные топоры. Академик Б. Гаффуров об этом пишет так: «Какими силами располагали народы Средней Азии для отпора Александру Македонскому? Среднеазиатское оружейное дело к IV в. до н. э. достигло высокого уровня развития. Очень часто в сражении принимались боевые топоры- сагарис. Одно и двухлезвенные железные топоры найдены при раскопках могильников  на Памире»(13, с. 115).

            Интересен тот  факт, что  на  территории  Памира, как  и  Гиндукуша,  встречаются  народности  под названиемкалаши.На  Памире потомки калашей живут  в кишлаке  Тусьян  Рошткалинского  района (около 16 семьей). Возможно, в прошлые  века  их предки  переселились из  Нуристана, то есть из Гиндукуша в  Рошткалинский  район. По некоторым сведениям калаши  являются  потомками  греков,  участвовавших   вместе  с Александром  в походе  на Азию. О происхождении  калашей сохранилось   много  легенд,    одна  из   которых  говорит,  что воины  Александра во время   похода укрылись   в   горах  Гиндукуша и остались  там  навсегда. 

             В некоторых легендах говорится, что представители династии, которая управляла Памиром в течение 3000 лет, являлись потоками Александра Македонского. На это указывает академик Б. Искандаров: «Во многих источниках сохранились легенды о том, что Памиром и его населением в течение 3000 лет управляли потомки Александра Македонского. Предания о происхождении Памирских властителей от «царя Александра и царя Дария» мы встречаем  в XIII в. у Марко Поло, в его описании о путешествии по этим местам. Позднее потомками Александра стали называть себя представители не только Шугнана, Рушана, Ишкашима и Вахана,  но и Каратегина и Дарваза, в том числе и Читрала... » (21,  С. 81).

            Другое предание повествует о том, что его дед Дарий III передал ему следующие слова: «Александр, я поручаю тебе всю мою армию. Знай,  прах наших предков покоится на Памире. Мы то место сберегли, как могли и передаём тебе. Ты предпринимай всё для того, чтобы то место осталось в сохранности».  Александр со своим войском отправился на Памир и нашел местечко под названием Шева с захоронениями своих предков «Дахмаи шохон» («Усыпальница царей»). Александр долго думал и пришёл к выводу, что  нужно закрыть  выход реки из ущелья, чтобы «Дахмаи шохон» в веки веков остался под водой....» (47; 68).

            Таковы историческая правда и легенды о Великом Александре и его походе на Памир.   

                     

Кушаны Памира

 

К  концу   II века до н. э.,  группа  кочевников  Центральной  Азии и   Восточного   Туркестана, в том числе Памира, сокрушила Греко-Бактрийское государство.  Впоследствие эти  племена   стали   известны,  как  кушаны, которые образовали империю на  территориях Центральной Азии, Афганистана, Пакистана и Северной  Индии. Период ее расцвета   приходится  на  105-250 гг. н.э, а ее основателем  был   Куджула   Кадфиз.  Территории   Памира  и  Гиндукуша  тоже   входили   в   состав    Кушанского   царства.  Как   подчеркивает   Т. Каландаров:   «Есть  основания  предполагать,  что   в  III-II  в.  до  н. э. население Шугнана находилось в какой-то  зависимости от   Греко - Бактрийского, а  в  первые   века  н. э. от  кушанского  государства.  В  этой  связи  важен  факт  находки   в  Хороге  кушанских   монет » (26; 34). 

            Как  известно,  на  территории  Памира  до  наших   дней  сохранились  многочисленные    древние  крепостные   сооружения, которые находятся    в Рошткале (Чарик  Кала), крепость  Деруж   у  кишлака   Джавшангоз, крепость долины  Гунт (Сучан и  Сижд),  крепость Имомхона в Гунте (Ванкала). Для  историков   большой  интерес  представляет   крепость Кафиркала («Крепость  неверных»)    кишлака   Богив  Гунтской  долины.  Изучение  памирских  исторических крепостей в советские времена проводилось многими археологами  и историками. Например, один  из видных ученых А. Н.  Бернштам пришел  к  выводу, что  все   шугнанские   крепости были  построены   во времена Кушанского царства  и носили оборонительный  характер.  

К  кушанской эпохе относится могильники Южбок и Касвир, по мнению М. Бубновой. К кушанскому наследию относятся мунджанский   язык и шугнано-рушанская  языковая  группа. Памятники бактрийской письменности, возникщие на основе греческого  алфавита,  были  обнаружены на   территории  Афганистана, Таджикистана  и Узбекистана. В  IV в. до н.э.   эфталиты  переняли  бактрийскую    письменность.  Памятники  сако-тохарских, бактрийских  и эфталитских диалектов  обнаружены  на территории  Афганистана, которая  была основной  территорией   Кушанского  и  Эфталитского государств.

 

 Эфталиты

 

Эфталиты  появились  на  Востоке  в  IV в. н. э.  Историки считают, что они долгое время жили на территории Памира. Даже одна из долин афганского Файзабада   называется   Ефтал или Хафтал население, которого насчитывает сегодня  12000  человек.   Жители кишлака Ямчун Ишкашимского района тоже называют себя эфталитами. М.А.Бубнова, опираясь на  научные данные известного археолога А.Н.Бернштама, который  изучал   древние крепости Памира, подчеркивает следующее: «А.Н.Бернштам   считал   возможным     отождествить  крепость  Ямчун  с  упоминаемым  в письменных  источниках  столичным   городом  страны   Бохо  (Вахан)   «Сакским городом Гащень»,  а  крепость  Кахкаха с «городом  Ябгу», городом наместника   владетеля   Тохаристана  в эфталитско-тюркский (раннесредневековый) период «когда   область  Вахан  сохранял  еще  свой  столичный, и отчасти  автономный  характер» (37; 61.). О пребывании  эфталитов   на  территории  Памира сохранились  многочисленные  легенды и памятники.

 

  Распространение  Ислама

 

               В  VIII в. арабы  вторглись на  территорию  Центральной Азии. Как  указывает  Т.Г. Абаев: « В конце VIII в. при аббасидском  халифе  Харун-ар- Рашиде   арабы  предприняли   поход  в  долину   Кабул, присоединив  к  халифату  Панджшир, Горбанд и Парвин.  Помимо действий  в  долине  реки Кабул,  арабы  продвигались и по северным склонам Гиндукуша,  войдя  там,  в соприкосновение со  страной  Болор (Балур, Бавар). В  рассказе о  деятельности  Зубейды, жены  халифа  Харун-ар – Рашида в  «Сиёсатнаме »  говорится, что  она  на  свои  средства  построила   в пограничной с  Кашгаром и Балуром  области город, получивший  название  Бадахшан». (44; 160) Существует легенда, что будто бы дочь Харун ар-Рашида на свои средства построила крепости и оборонительные пещеры на территории Шугнана.

           Памир не был завоеван монгольскими захватчиками, так как был труднодоступным регионом с прочными оборонительными крепостями.  

            В ХV  веке  Памир  был  завоеван  Тимуридами. Амир Тимур  не  раз  совершал  походы  в районы  левобережья  Амударьи и захватил  территорию   Афганистана  и  Гиндукуша. Памирский  эмир  Бахауддин  пытался  освободить  Памир от власти его внука  Шахруха, однако  потерпел  неудачу. Окончательно горный регион был  присоединен   к  владениям  правнука  Тимура -  Абу  Саида в ХV в.

    Присоединение Памира к России

 

Самым тяжёлым периодомв истории Памира был XIX век. В это время Индия стала колонией Англии, и англичане мечтали о полном контроле над территорией Центральной Азии в целом. Россия так же вела борьбу за этот регион. Вследствие этого Англия и Россия в течение многих лет находились в состоянии враждебного соперничества. С 1883 по 1895 гг. Западный Памир оказался под властью афганского эмира Абдурахманхана и как указывает М. Назаршоев: «В истории Памира это был одним из самых тяжелых периодов экономических лишений, духовных унижений и невероятных зверств. Казны проводились ежедневно, выжигались кишлаки, а поля вытравлялись лошадьми. Все девушки и наиболее красивые женщины края, были частью отправлены  афганскому эмиру, частью отданы войскам в жёны и наложницы»(35; 43).

Следует отметить, что в присоединении Памира к России важную роль сыграли памирские пиры-Саид Фаррухшо, Саид Юсуфалишо, а также Мир Манзаршах, Мингбоши Амонбек, Мухаммадносир и Мухаммад Назарбек. Но, так как некоторые историки Советских  времен находились под влиянием коммунистической идеологии и не хотели освещать роль исмаилитского  духовенства в присоединении Памира к России,  в большинстве случаев их деятельность подвергалась критике со стороны историков.

Как указывает в  «Истории Шугнана » Хайдаршо  «В  январе    1884  года от  имени  авторитетных и влиятельных лидеров (Пиров) исмаилитов (Памира) Саида  Фарухшо, Мира Манзаршо и других к  военному Губернатору Ферганы с письмом были  отправлены  аксакалы Шугнана  Мухаммаднасир и Мухаммадназарбек. В  данном  письме они просили Генерала - губернатора Туркестана о том, чтобы правительство  России взяла  территории  Шугнана и Рушана под  своё  покровительство и спасла  жителей этого  региона от гнета афганских захватчиков»  (49; 15).  Как   упоминает   Хайдаршо, пир  Саид Фаррухшо и его сторонники два раза отправляли письма на  имя Генерал - Губернатора Туркестана с просьбой присоединения  Памира к России. Профессор А.Семенов в их  комментарии к книге  «История   Шугнана » подчеркивает, что  заявление Саида  Фаррухшо и  других на имя Туркестанского Генерал - Губернатора  поступило в 25 рабеъулаввал   1301  года  хиджри 1884 г.(49; 30)

            Недовольство  памирского духовенства и их стремление к присоединению   Памира к  России, со  стороны историков оценивается по-разному. Например, академик  Баходур Искандаров  пишет: « Известно,  что  в  горных  районах    Таджикистана, в  том   числе  и  Памира,  до  победы  Советской  власти духовенство пользовалось среди населения большим влиянием. Сам Саид-Фаррухшо был представителем той части духовенства, которая не всегда считалась с интересами местного правителя. Это обстоятельство нередко приводило к серьёзным конфликтам, особенно в моменты обострения к концу XIX в. англо-русских противоречий из-за памирского вопроса» (57, 16). Здесь надо пояснить, что Пир Саид Фаррухшо и другие лидеры Памира были недовольны политикой афганских правителей и пеклись о спасении невинного народа от гнёта и унижения. Т.Г. Абаев точно указывает: «Саид Фаррухшо резко выделялся среди других исмаилитских пиров своей образованностью, глубоким пониманием обстановки и  дипломатических способностей. Его авторитету среди шугнанцев были в равной степени, как личные качества пира, так и его происхождение» (1,48)

             Согласно  договоренности   России  и  Англии  (от  27  февраля - 2 марта  1895), правобережье   реки   Пяндж  было  присоединено   к  царской  России (2; 108- 109). С 1902 г. Западный Памир подчинялся командиру русского Памирского отряда, хотя часть территория временно оставалась в составе Бухарского эмирата. В это время жители Памира выступали против произвола бухарских властей, и один из духовных лидеров исмаилитов Бадахшана Пир Саид Юсуф Алишо поддерживал эту борьбу и старался добиться независимости от Бухары.

             Известный историк Т. Каландаров пишет: «В 1903-1904 гг. когда начались    выступления  жителей Западного  Памира против произвола  бухарских  властей, один   из  авторитетных  духовных лидеров   исмаилитов поршневский   Пир   Саид    Юсуф  Алишо, находивщийся  в оппозиции к бухарской администрации, поддержал  эту  борьбу. Он  уговаривал своих мюридов подавать жалобы русским властям на деспотизм и  злоупотребления бухарских  чиновников. Более того, Пир ходил  по  кишлакам  и  призывал   к  восстанию.   Бухарская  администрация    предприняла   все   меры  к   тому,  чтобы   выслать    неугодного   им  религиозного  деятеля  с   Памира.  Это   привело   к   исключительному    росту   его   авторитета  не только   среди шугнанцев,   но   и   всего   населения    Западного  Памира»(26,  72—73).

В одном донесении говорится: «Поршневский ишан  Саид  Юсуф  Алишо  является  в  настоящее  время  самым выдающимся  из  Пиров Западного  Памира.  Кроме его  сана,  обеспечивающего ему   полную  подчиненность мюридов, и личные   его качества создали ему колоссальное влияние на  народ.  При  большом   уме  он  отличается  чрезвычайной   добротой, и таджики с восторгом  рассказывают, как  их ишан  помогает  всякому   нуждающемся,   а   в  неурожайные  годы  кормит  за   свой  счет  целые  кишлаки.  Саид   Юсуф   Алишо   горячий  сторонник  русских  и   причина  к  тому   у  него   крайне    обосновательная: он убежден, что только русская власть обеспечит таджикам  религиозную    свободу... » (51; 96).

Как  явствует из вышеизложенных  высказываний  видных  историков, в  деле  присоединения  Памира  к России большой  вклад  внесли  представители  духовенства  Памира – исмаилитские  пиры.

 

Памир в Советский период

 

 Горно-Бадахшанская Автономная  область была  образована  в  1925  году. В тридцатые   годы   начались   репрессии,  и  социалистическое    государство   объявило   войну   представителям   религии.  В результате почти   все  политические   и  духовные   лидеры, представители  науки  и культуры, без каких либо обоснований были  арестованы. Часть из них была отправлена в ссылку, другие  расстреляны.

            В эти трудные годы была уничтожена также множество памятников материальной культуры Памира. Как вспоминают очевидцы, в 30-е годы в погранотряде России в   Хороге  были  сожжены  десятки  тысяч  экземпляров   ценных  и  уникальных  древних    рукописей, которые  были национальным  достоянием таджикского  народа.  Несмотря  на  все  эти  трудности, начались экономические, научные  и культурные  преобразования в социалистическом Бадахшане. До сих пор ни кем неведомый Памир стал объектом пристального внимания со стороны ученых: географов, историков, археологов, геологов. Были созданы различные экспедиции для изучения этой новой загадочной страны, которая веками хранила свои тайны от посторонних. Огромный интерес представляли собой высочайшие горы, как магнит притягивающие внимание всех, кто впервые попадал сюда. Благодаря стараниям русских ученых были покорены высочайшие пики этих доселе неприступных гор. В 1932 году был открытпик Коммунизма,высочайшая вершина бывшего СССР 7495 метров. После развала Советского Союза этот пик был переименован впик Исмоила Сомони,основателя первого таджикского государства. Cо своими старыми советскими названиями расстались и остальные пики.Пик Ленинавысотою 7134 метра сейчас носит названиепик Независимости, апик Революции(6940 метров) имяАбу Али Ибн Сино (Авиценны),известного средневекового врача и мыслителя.  

           До 70-х гг. ХХ в. на  Памире были построены  129  клубных учреждений, из  них - 6 районных  домов культур, 3 городских  дома культуры, 80 сельских  клубов, 11 колхозных  клубов и многое другое. Если  в 1940 году на Памире работало 9  библиотек, то в 1973 года 178  библиотек. В годы  Советской  власти в области  функционировали  более  100 больниц и амбулаторий. В эти  годы быстро развивалась и  наука. Из числа жителей   Памира вышло  немало ученых и преподавателей высших школ, 80 докторов и кандидатов наук, академиков  и членов-корреспондентов Академии Наук Респупблики Таджикистан. На Памире создан ряд научно-исследовательских институтов, в Хороге был образован Хорогский  Государственный Университет, в котором ныне обучается,  сколько  тысяч  студентов.