Архитектура

 

 Крепостные сооружения

 

            На Западном Памире находятся древние крепости и пещерные города средневековья, расположенные на старинных караванных путях. Встречаются руины оборонительных сооружений, которые, судя по всему, были воздвигнуты против набегов саков и тибетских кочевников. Нередко можно встретить вблизи крепостей пещеры, которые служили надежным укрытием от врагов. Сами крепости сооружали на вершинах скал. Большой интерес представляет собойКофиркала(крепость неверных) в кишлаке Богев, которая находится на высоком скалистом утесе, занимающем господствующее положение в долине. Крепость имела цитадель и о два круглых храма. Её строительство приписывают чужеземцам. Как говорят местные жители, раньше здесь жили кафиры или сияхпуши («одетые в черное»). Постепенно жители вытеснили их, а крепость стоит до сих пор.

Крепость Кахкахав Ишкашиме одна из мощнейших древних твердынь Памира. По преданиям в ее строительстве приняло участие 70 тысяч человек. Хотя местные жители занимались только земледелием и животноводством и не были знакомы со строительным делом, их вынудили принимать участие в возведении крепости. Такую громадную крепость они построили за три года. Три крепости соединяет старинное предание об сияхпушах, которое передают из поколения в поколение. Три брата-великана жили в долине, и Кахкаха, самый злой и такой сильный, что мог скалу поднять, владел Кахкахой. Зулхашам имел крепость в Ямчуне, а младший, Зангибор,— в Хиссоре, в верховьях долины. Напротив Кахкахи стоял замок его сестры Зульхумор. Мусульмане не могли одолеть Кахкаху, но пришел Али, зять Пророка Мухаммада, и своим мечом истребил братьев.

Крепость Ямчун  стоит на утесе, омываемом притоками горных рек, крутые берега которых неприступны круглый год. Камни, из которых сооружена крепость (а их сотни тысяч), доставлены строителями из разных, даже очень отдаленных мест, судя по тому что, здесь есть и гнейсовые, и гранитные, и сланцевые породы, куски биотита и других слюд.

В центральной части ущелья Шохдары находится несколько скал с крепостями, так называемыеСиндевские крепости. Потомок чингизидов владетель Памира Малик Буга решил построить здесь в XIV веке свои укрепления.  Эту работу он поручил великому зодчему Мирасану.  С большим трудом мастер построил на этих скалах замечательные крепости, но в награду жестокий  правитель  приказал отрубить ему кисть правой руки, чтобы он больше не строил подобных сооружений. Однако Мирасан бежал после этого в Афганистан и там создал ещё много замечательных строений, в том числе и Барпанджа Кала. В начале  XX века владетелем этих крепостей был Азизхан - последний мингбаши Шохдары.  После революции хана  схватили,  а его резиденцию,  находившуюся  в одной из крепостей,  приказали разрушить.

Помимо этих сооружений на Памире встречаются и много других, с каждым из которых связаны различные легенды.

 

PHOTO

 

 

Наибольший интерес представляет собой памирский дом -чид, построенный из камней и древесины. Деревьев на Памире растет немного, поэтому древесина ценится высоко. Для постройки крыши памирского дома деревья приходится сажать за много лет вперед. Стены памирского чида делаются из разных по величине и форме камней. Строительство дома редко производится без мастера выкладка каменных стен и сооружение деревянного перекрытия со срубовым сводом требует специальных навыков. Постройка дома начинается в счастливый для этого день субботу и сопровождается пролитием крови жертвенного животного, барана или овцы. Первый камень закладывает всеми уважаемый и считающийся удачливым старик. Под камень кладут монету, в надежде на благополучие и изобилие в будущем доме. Крышу с древних времен принято устанавливать на пяти столбах, которые украшаются резьбой. Эти столбы способны удержать крышу даже при сильнейшем землетрясении.

По представлениям памирцев, природа состоит из трех царств - минерального, растительного и животного, а те в свою очередь из четырех элементов - земли, воды, воздуха и огня. Исходя из этих представлений,  люди строят свои дома.

            Итак, памирский дом состоит из трех деревяных нар«сандж», которые стоят по краям.Онисимволизируют три царства природы - минеральное, растительное и животное. Кроме них  памирский дом включает в себя пятьситанов- столбов, символизирующих после принятия ислама семью пророка, а до ислама зороастрийских Богов. Повсеместно ислам вытеснял древнюю зороастрийскую символику этих столбов, однако до сих пор даже многие простые памирцы помнят значение каждого из них.

            Первый столб (Ша-Ситан), символизирует пророка Мухаммада или Суруша в зороастризме – вестник Бога. Расположен в самом центре дома и является его главной опорой во всех смыслах - на него приходится центр тяжести и основная нагрузка всей сложной архитектурной конструкциичидаглавной комнаты, но, прежде всего это главный столп веры - символ вечности мира и нерушимости самого дома. С ним связан обряд укладывания в колыбель новорожденного ребенка. Для памирцев характерно очень почтительное отношение к главному столбу. Каждый входящий обращает к нему свое приветствие. Даже хозяин, входя в дом, каждый раз повторяет это приветствие.

            Второй столб (Вогзнех-Ситан). В исмаилизме он символизирует Али. В зороастризме он ассоциируется с ангелом любви – Мехр. С этим столбом, как в давние времена, так и в настоящее время связан свадебный обрядпицпатчид- открывание лица невесты. В первые дни после свадьбы молодожены сидят возле этого столба, с надеждой получить “благословение” на долгую счастливую жизнь.

            Третий столб (Кицор-Ситан) в исмаилизме символизирует Фатиму - дочь Пророка и жену Али и в зороастризме богиню огня - Анахиту. Возле этого столба в день свадьбы невесту облачают в свадебный наряд. Также в повседневной жизни все домашние хлопоты, связанные с приготовлением пищи, выпеканием хлеба выполняются у этого столба. Между вторым и третьим столбом расположен очаг -кицор, который занимает центральное место в доме. Кицор служит для обогревания дома, приготовления пищи, а также для выпекания лепешек на его раскаленных стенках. Сам очаг - кицор, как вместилище огня, является в жизни памирца своеобразным алтарем. Все знают, что очаг всегда должен оставаться чистым, в него нельзя бросать ничего грязного, перед его лицом нельзя допускать ничего дурного. В ответственные моменты на его краях разводятся жертвенные курения. Поздно вечером, после прогорания огня, у теплого очага собираются все обитатели дома и, сев по его краям и, спустив ноги к теплой золе, ведут неспешные беседы, пока не приходит время спать.

            Четвертый столб (Пойга-Ситан) олицетворяет старшего сына Али – Хасана. В зороастризме его соотносят с Богом Земли Замёдом.

            Пятый столб (Барнех-Ситан) носит имя имама Хусейна. Все основные религиозные обряды проходили и проходят именно у этого столба. Так, например, похоронный обряд -цироwпиthид– ночь зажигания лампады по умершему, совершается только возле этого столба. У Барнех-Ситана совершается чтение всех молитв и религиозных текстов, ежедневный двухразовый намаз. Памирцы считают, что двухразовое чтение намаза связан с зороастризмом, когда читали молитву перед утренней зарей и после солнечного заката.

Этот столб также ассоциируется с Озаром – ангелом рассвета в зороастризме.

            Войдя в дом, памирцы в первую очередь с приветствием обращаются к этим святым, и только потом здороваются с хозяином.

            Четвертый и пятый столбы соединены между собой деревянной перекладиной – «бучкагидж».На нем наносятся резьбой различные узоры. В центре изображается солнце – источник божественного света, а по краям свастика. Для защиты дома от всякой нечисти на нем прибивают рога горного козла. Говорят, что раньше, если человек хотел выпросить что-то дорогое у хозяина, то он встал под перекладиной, между двумя столбами, до тех пор пока хозяин дома не обещал выполнить любую его просьбу.В прежние времена наБучкагидже, резали жертвенного животного, отсюда и его название (буч -животное,кагидж -резанье). Эта традиция до сих пор сохранилась в некоторых селениях Шохдары (56; 116-150).

            В памирском доме, прежде всего, поражает деревянный сводчатый потолок«чорхона».Он представляет собой квадратные ярусы, уменьшающиеся кверху в размерах, причем углы каждого последующего яруса упираются в середину основания предыдущего. Эти ярусы символизируют собой четыре элемента природы – Земля, Вода, Воздух и Огонь. Исмаилитское толкование заключается в том, что четырехугольником можно обозначить написание имени Аллаха, а два пересекающихся четырехугольника, образующих как бы восьмиконечную звезду, являются дважды начертанным именем Творца, которое уже имеет значение сакральной защиты.  Венец этого сруба служит для выхода дыма, а также для доступа света и воздуха. Это отверстие называют«руз».На ночь его закрывают для сохранения тепла. Памирцы поясняют, что здесь в одной комнате приходится жить всем членам большой семьи, готовить пищу, и такой купол в потолке создает естественную вентиляцию, которая всегда сохраняет чистоту воздуха в доме. Кроме того, по солнцу, лучи которого попадают в дом через чорхона, определяют время.

            Вселение в новый дом является большим праздником, который также приурочивается к субботе и сопровождается жертвоприношением. Пришедшие на пир родственники приносят различные подарки.
            Такой дом растет из земли, как и все живое. Он сам живой. Ведь он рожден, но он и рождает. Он жертва - но он и бог. Он - начало и конец жизни любого памирца. Это не четыре стены, пол и потолок панельной квартиры - это свое, священное и родное. Недаром памирцы говорят: «Хочу строить чид. Неудобно в городской квартире».